модуль «Базовый»
Рисунок
1-е занятие
Рисунок является основой изобразительного искусства, в частности иллюстрации.
Соблюдать законы перспективы, уметь создавать объем в изделии – база для иллюстратора.

Возьмем необходимые инструменты: карандаш HB (твердый-мягкий) и ластик.


1. Линейная перспектива.
Линейная перспектива – это искусство изображать на плоскости трёхмерное пространство в соответствии с тем кажущимся изменением величины, очертаний, чёткости предметов, которое обусловлено степенью отдалённости их от точки наблюдения.

Сделаем упражнение:

Рисунок 1.
Нарисуем линию горизонта. Она расположена на уровне наших глаз.
Нарисуем куб в угловой перспективе.
Определим точки схода (F1 и F2) и проведем линии схода до нашего предмета. Предмет расположен к нам ребром. Следуйте схеме, чтобы построить куб в трех ракурсах.

На рисунке предмет находится:

  • над линией горизонта
  • на уровне
  • под линией горизонта

Рисунок 1

2.Объем.
В рисунке объемность передается при помощи светотени – градаций светлого и темного. Исходный элемент светотени – тон. Тон передается штриховкой или тушевкой соответсвующей силы относительно других тонов.

Выполним задание на штриховку.
Берем заточенный карандаш и лист А4. Необходимо заштриховать поверхность листа в выделенном прямоугольнике в двух направлениях послойно (Рисунок 2).

Как мы штрихуем?

Мы проводим линию под 45 градусов слева направо сверху вниз. Далее отрываем карандаш от бумаги и проводим вторую линию рядом с первой. И так последовательно заполняем всю поверхность. Чтобы заполнить всю выделенную поверхность, нужно второй уровень и последующие начинать плавно, мягко, вштриховывая новые линии в уже имеющиеся.

Далее меняем угол под 30 градусов относительно имеющейся штриховки и делаем второй слой. В штриховке важно соблюдать угол между слоями. Никогда не надо делать этот угол под 90 градусов, иначе получится заплатка.

Рисунок 2

3.Куб.
У каждого предмета есть источник света, который и задает рисунок светотени. В кубе есть световая сторона, теневая и полутеневая стороны. Их называют собственными. И есть падающая тень.

На рисунке ниже видно, как свет от источника света распространяется на предмет.

Заштрихуем тень и полутень. Полутень светлее тени, поэтому мы заштриховываем её в один слой. А тень – в два слоя. Место соприкосновения с поверхностью – самое темное, поэтому линия будет мягкая и жирная. Далее рисуем падающую тень. На Рисунке 3 показано, как она формообразуется относительно источника света.

Рисунок 3

4.Шар.
Построим две оси. Пропорционально они равные. Дальше посередине нарисуем эллипс. Шар находится ниже линии горизонта, значит раскрытие эллипса мы видим. Эллипс – это пересечение плоскости и прямого кругового цилиндра. Нарисуем замкнутый контур сферической формы.

Начинаем штриховку. Шар – круглый. А значит и свет по нему распределяется по-другому, нежели у куба. И штриховка будет скругленная. Делаем штриховку поэтапно. Внизу у шара обязательно будет рефлекс от светлой поверхности. Рефлекс светлее. А тень при соприкосновении с поверхностью – самый темный участок на рисунке. Далее рисуем падающую тень. На Рисунке 4 показано, как она формообразуется относительно источника света.

Рисунок 4

5.Цилиндр.
Строим ось симметрии вертикально и две оси перпендикулярно ей. Строим эллипсы. Верхний эллипс раскрыт меньше, его поверхность мы видим соответственно более узкой.

Штрихуем поэтапно, как на Рисунке 5. Не забываем про падающую тень.

По принципу цилиндра объем распределяется на всех складках одежды.

Рисунок 5

Домашнее задание.

Нарисуйте в перспективе коробку, яблоко и стакан.

Готовые работы присылайте мне на почту.